Двигатели Subaru серии FB, представленные в 2010 году, стали значительным шагом вперед для японского автопроизводителя. Эти моторы пришли на смену устаревшей серии EJ и были призваны улучшить топливную экономичность, снизить уровень выбросов и повысить общую надежность. Однако, как и любая новая технология, FB-серия не лишена недостатков. В этой статье рассмотрим наиболее распространенные неисправности двигателей Subaru FB и способы их устранения.
Краткий обзор серии FB
Прежде чем углубиться в проблемы, важно понимать, что представляют собой двигатели FB. Это семейство 4-цилиндровых оппозитных двигателей, разработанных Subaru для замены долго служивших моторов серии EJ. Основные модели включают:
- FB20 — 2.0-литровый двигатель (148-152 л.с.)
- FB25 — 2.5-литровый двигатель (170-182 л.с.)
- FB16 — 1.6-литровый двигатель (114 л.с., не поставляется в Россию)
Эти двигатели устанавливаются на такие популярные модели, как Forester, Legacy, Outback и Impreza с 2010 года по настоящее время. FB-серия отличается от EJ использованием цепи ГРМ вместо ремня, оптимизированной конструкцией головок цилиндров и более длинным ходом поршня для лучшей топливной экономичности.
Течь масла из-под крышки клапанов
Одна из самых распространенных проблем двигателей FB — утечка масла из-под крышки клапанов. Эта проблема чаще всего встречается у моделей 2011-2015 годов выпуска. Причиной является некачественный герметик, используемый для фиксации крышки клапанов. Со временем и под воздействием высоких температур герметик разрушается, что приводит к появлению зазоров и, как следствие, к утечке масла.
Симптомы:
- Масляные пятна на подъездной дорожке или в гараже
- Запах горелого масла, особенно после поездки
- Дым из-под капота
Решение: Замена прокладки крышки клапанов и использование качественного герметика. В некоторых случаях может потребоваться замена самой крышки, если она деформировалась. Стоимость ремонта варьируется от 200 до 500 долларов, в зависимости от того, проводится ли работа в официальном дилерском центре или в независимой мастерской.
Повышенный расход масла
Другой распространенной проблемой является повышенный расход масла. Владельцы автомобилей с двигателями FB часто жалуются, что им приходится доливать масло каждые 1000-1500 км. Это особенно заметно в моторах FB20 и FB25, выпущенных до 2015 года.
Причины:
- Несовершенство конструкции поршневых колец
- Проблемы с обработкой цилиндров
- Использование масла неправильной вязкости
Решение: В большинстве случаев требуется замена поршневых колец, а иногда и самих поршней. Это дорогостоящий ремонт, который может обойтись в 1500-3000 долларов. Subaru признала эту проблему и в некоторых случаях проводит ремонт по гарантии. Временной мерой может быть использование более густого масла (5W-40 вместо рекомендованного 0W-20), но это не решает проблему полностью.
Неисправности системы изменения фаз газораспределения
Система изменения фаз газораспределения (VVT) в двигателях FB отвечает за оптимизацию работы клапанов в зависимости от нагрузки на двигатель. Однако эта система оказалась одним из слабых мест в серии FB, особенно в моделях до 2013 года.
Симптомы:
- Код ошибки P0011 или P0021
- Шум, похожий на дребезжание цепи
- Нестабильная работа двигателя на холостом ходу
- Потеря мощности
Причины неисправности:
- Загрязнение соленоидов VVT маслом
- Износ цепи ГРМ
- Повреждение самого механизма VVT
Решение: В зависимости от причины, решение может варьироваться от простой промывки соленоидов (200-300 долларов) до полной замены системы VVT (800-1200 долларов). Важно также проверить состояние цепи ГРМ, так как её растяжение может имитировать проблемы с VVT.
Проблемы с цепью ГРМ
Переход от ремня ГРМ к цепи в серии FB был призван повысить надежность и увеличить интервалы обслуживания. Однако на практике многие владельцы столкнулись с проблемами цепи ГРМ уже на 100-150 тысячах километров пробега.
Симптомы:
- Характерный шум «дребезжания» при запуске двигателя
- Код ошибки P0016 (несогласованность коленвала и распредвала)
- Потеря мощности
- В худшем случае — загиб клапанов при соскакивании цепи
Решение: Проблему можно решить заменой цепи ГРМ, натяжителей и звездочек. Это трудоемкий процесс, так как требует частичной разборки двигателя. Стоимость работ составляет от 1000 до 2000 долларов. В случаях, когда цепь соскочила и повредила клапаны, ремонт может обойтись в 3000-5000 долларов из-за необходимости снятия головки цилиндров.
Перегрев и проблемы с системой охлаждения
FB-серия двигателей известна своей чувствительностью к перегреву. Это особенно актуально для моделей FB25, которые устанавливаются на более тяжелые автомобили, такие как Outback и Legacy.
Причины:
- Недостаточная мощность радиатора
- Проблемы с термостатом
- Утечки в системе охлаждения
- Неисправность водяного насоса
Симптомы:
- Постоянно высокая температура двигателя
- Частые включения вентилятора охлаждения
- Следы охлаждающей жидкости под автомобилем
- Запах антифриза в салоне
Решение: В большинстве случаев требуется тщательная диагностика. Замена термостата (150-300 долларов) или водяного насоса (500-800 долларов) часто решает проблему. В некоторых случаях владельцы прибегают к установке более мощного радиатора от спортивных версий Subaru, что обходится примерно в 600-1000 долларов с учетом работ.
Стук и детонация при низкой нагрузке
Двигатели FB20 и FB25, особенно в Forester и Outback, известны проблемой с детонацией и стуком при низкой нагрузке. Это происходит, когда водитель слегка нажимает на газ, например, при движении в гору на невысокой скорости.
Причины:
- Относительно высокая степень сжатия (10.5:1)
- Недостаточно точная настройка зажигания
- Использование топлива с низким октановым числом
- Проблемы с датчиками детонации
Решение: Subaru выпустила несколько обновлений программного обеспечения ЭБУ для решения этой проблемы. Перепрошивка блока управления (около 300 долларов) часто помогает. Также рекомендуется использовать топливо с октановым числом не ниже 95. Если проблема сохраняется, стоит проверить датчики детонации (200-300 долларов за штуку). В крайних случаях некоторые владельцы устанавливают проставки под головку цилиндров для уменьшения степени сжатия, но это может привести к другим проблемам.
Неисправности масляного насоса
Неожиданной проблемой для двигателей FB стали неисправности масляного насоса. Эта проблема чаще встречается в моторах FB25, особенно выпуска 2010-2013 годов.
Симптомы:
- Загорается лампочка низкого давления масла
- Посторонние звуки из области масляного поддона
- Металлическая стружка в масле
- В худшем случае — внезапная остановка двигателя
Причина заключается в преждевременном износе шестерен масляного насоса. Это может быть связано с некачественными материалами или ошибками в производстве. Решение только одно — замена масляного насоса, что обойдется в 600-1000 долларов, учитывая необходимость снятия поддона.
Сравнительная таблица неисправностей
Неисправность | Модели | Стоимость ремонта ($) | Сложность |
---|---|---|---|
Течь масла из-под крышки | FB20, FB25 (2011-2015) | 200-500 | Низкая |
Повышенный расход масла | FB20, FB25 (до 2015) | 1500-3000 | Высокая |
Неисправности VVT | Все FB (до 2013) | 200-1200 | Средняя |
Проблемы с цепью ГРМ | Все FB (100-150 тыс. км) | 1000-2000 | Высокая |
Перегрев | FB25 (Outback, Legacy) | 150-1000 | Средняя |
Детонация | FB20, FB25 (Forester, Outback) | 300-500 | Низкая |
Неисправности масляного насоса | FB25 (2010-2013) | 600-1000 | Высокая |
Меры профилактики
Для предотвращения многих из описанных проблем владельцам автомобилей с двигателями FB рекомендуется:
- Использовать только оригинальное масло Subaru или эквивалентное по спецификациям
- Сократить интервалы замены масла до 7000-8000 км
- Регулярно проверять уровень и состояние охлаждающей жидкости
- Использовать топливо с октановым числом не ниже 95
- Проводить регулярную диагностику систем двигателя, особенно VVT и зажигания
- Заменить цепь ГРМ и сопутствующие детали на 100-120 тысячах км
- Не игнорировать звуки работы двигателя, особенно при холодном пуске
- Избегать длительной работы на холостом ходу
- При покупке подержанного автомобиля проверять историю обслуживания
Улучшения в моделях после 2015 года
Необходимо отметить, что Subaru активно работала над устранением недостатков серии FB. Модели, выпущенные после 2015 года, имеют ряд улучшений:
- Усовершенствованные поршневые кольца для снижения расхода масла
- Улучшенный герметик крышки клапанов
- Модернизированная система VVT
- Более надежные цепи ГРМ и натяжители
- Доработанная программа управления двигателем для предотвращения детонации
Эти изменения значительно повысили надежность двигателей FB в более поздних моделях. Однако некоторые проблемы, такие как чувствительность к перегреву, все еще требуют внимания владельцев.
Отзывные кампании
За время производства двигателей серии FB Subaru проводила несколько крупных отзывных кампаний:
Год | Модели | Проблема | Решение |
---|---|---|---|
2013 | Forester, Impreza, XV (2012-2013) | Возможное разрушение пружин клапанов | Замена всех клапанных пружин |
2015 | Legacy, Outback (2015) | Дефект сборки двигателя, риск заклинивания | Замена двигателя |
2017 | Все модели (2010-2015) | Повышенный расход масла | Замена поршневых колец, при необходимости — поршней |
2019 | Forester, Impreza (2012-2014) | Риск короткого замыкания в блоке управления | Замена блока управления двигателем |
Владельцам рекомендуется проверить, участвовал ли их автомобиль в этих кампаниях, и при необходимости обратиться к дилеру Subaru.
Мнение экспертов
Мнения специалистов о двигателях серии FB разделились. Вот что говорят некоторые из них:
Джон Мартинес, мастер-механик с 25-летним стажем: «Первые годы FB были настоящим испытанием для владельцев. Проблемы с расходом масла и цепью ГРМ были неожиданностью для Subaru. Но после 2015 года качество заметно улучшилось. Сейчас я бы не боялся рекомендовать эти моторы».
Анна Петрова, эксперт по автомобильным технологиям: «С инженерной точки зрения, переход от EJ к FB был правильным решением. Более экологичные, экономичные. Но Subaru поспешила с выводом на рынок, не проведя достаточных испытаний. Это урок для всей отрасли: новые технологии требуют тщательной доводки».
Майкл Чанг, владелец независимого сервиса Subaru: «За 10 лет я видел сотни FB-двигателей. У ранних были серьезные проблемы, особенно у FB25. Многие клиенты даже переходили на другие марки. Но последние 4-5 лет ситуация изменилась. Теперь FB надежнее старых EJ, особенно в плане прокладок и охлаждения».
Стоимость владения и остаточная стоимость
Неисправности двигателей FB, особенно в первые годы производства, повлияли на общую стоимость владения автомобилями Subaru:
- Повышенные расходы на обслуживание: владельцы ранних моделей тратят на 30-40% больше на ремонт и профилактику по сравнению со средними показателями в классе.
- Снижение остаточной стоимости: модели 2011-2014 годов с двигателями FB теряют на 10-15% больше стоимости через 5 лет по сравнению с конкурентами.
- Расходы на топливо: несмотря на проблемы, FB-моторы действительно экономичнее. Экономия составляет около 10% по сравнению со старыми EJ.
После 2015 года ситуация выравнивается. Модели с улучшенными FB-двигателями имеют стоимость владения, сопоставимую с конкурентами, а остаточная стоимость даже выше среднего благодаря репутации Subaru в целом.
Отношение владельцев
Отношение владельцев к двигателям FB серьезно менялось с годами:
- 2010-2013: В основном негативные отзывы. Жалобы на расход масла, течи, шумы. Многие сожалеют о покупке.
- 2013-2015: Смешанные отзывы. Часть проблем решена, но репутация подпорчена. Владельцы ценят экономичность, но не доверяют надежности.
- 2015-2018: Постепенное улучшение мнений. Отмечается прогресс в качестве, хотя некоторые всё еще вспоминают ранние проблемы.
- После 2018: Преимущественно положительные отзывы. Владельцы хвалят баланс мощности и экономичности, тихую работу. Проблемы упоминаются редко.
Интересно, что даже среди недовольных ранними FB многие остались с маркой, перейдя на модели с оппозитными «шестерками» или дождавшись улучшенных версий FB.
Заключение
Двигатели Subaru серии FB представляют собой классический пример того, как новые технологии проходят путь от проблемного старта до достойного продукта. В первые годы производства владельцы столкнулись с чередой неприятностей: течи масла, повышенный расход, проблемы с цепью ГРМ и VVT. Это нанесло серьезный удар по репутации линейки.
Однако Subaru не стала игнорировать проблемы. Компания активно работала над улучшениями, проводила отзывные кампании и постепенно устраняла недостатки. Модели после 2015 года демонстрируют значительный прогресс в надежности, сохраняя при этом преимущества в виде лучшей топливной экономичности и экологичности.
Сегодня, спустя более десяти лет после дебюта, FB-моторы можно считать надежными и эффективными силовыми агрегатами. Однако потенциальным покупателям подержанных Subaru стоит внимательно относиться к моделям первых лет выпуска. Тщательная проверка истории обслуживания и готовность к возможным вложениям в ремонт помогут избежать разочарования.
История двигателей FB также преподает важный урок для всей автомобильной индустрии: внедрение новых технологий требует не только инженерного таланта, но и тщательного тестирования в реальных условиях. Поспешный выход на рынок может обернуться потерей доверия клиентов, восстановить которое гораздо сложнее, чем исправить технические недостатки.