Рон Деннис возглавлял McLaren на протяжении 35 лет. В 2017 году он проиграл сражение за власть внутри большой компании, которой за это время стала McLaren, и вынужденно ушел в отставку. Личность Денниса – одна из самых интересных в истории Формулы 1 (не в последнюю очередь благодаря достижениям команды под его руководством), но при этом и одна из самых загадочных.
О том, каким был Деннис, в интервью Motorsport.com рассказал бывший тест-пилот McLaren Оливье Панис. Они познакомились в 2000 году, и поначалу Рон показался французу «очень хорошим парнем». «За ужином Рон всегда будет первым, кто зашвырнет в кого-то бутербродом», – со смехом рассказал Оливье.
Во время зимних тестов Панис встречался с Деннисом только на базе команды в Уокинге. По словам гонщика, глава McLaren «всегда был расслаблен, оживлен и весел». Но потом пришло время первого этапа в Мельбурне. Туда Панис приехал в среду накануне старта уик-энда Гран При.
«Я сидел у себя в номере, – вспоминает он. – И тут позвонил телефон. Звонил Деннис: «Спускайся к нам, поужинаем все вместе». Отлично. Мы пошли на ужин – Рон, Мика [Хаккинен], все сотрудники команды. Ужин был потрясающим и очень веселым.
В четверг утром я поехал на трассу и там встретил Рона – это был первый случай, когда я столкнулся с ним именно на трассе, как с главой McLaren. Я сказал ему «привет», но он никак не отреагировал, лицо осталось просто непроницаемым. За весь день он так и не сказал мне ни слова. Я подумал: «Черт, неужели я что-то не то сказал вчера». Я заволновался – не хотелось сделать что-то не то в команде такого уровня.
Я вернулся в отель, а в 20:00 опять зазвонил телефон. Снова Рон. «Оливье, ты спускаешься на ужин?» Все повторилось точь-в-точь: весело, все смеются, почти не говорят о том, что было днем на трассе. Вчера вечером все тоже веселились, а потом на трассе он меня даже не заметил, но теперь мы снова вместе сидим на ужине. Я ничего не понял.
Следующим утром я приехал на трассу – опять то же самое. Никакого приветствия, вообще ничего. Я решил ему позвонить, и попросил: «Рон, если у тебя найдется пять минут времени в течение дня, я бы хотел с тобой переговорить. Я хочу знать, как нам выстраивать рабочие отношения»».
Поговорить с Роном Панису удалось только в пятницу вечером: «Я ему сказал: «Рон, я не англичанин – я француз. Я не знаю, как принято у вас, но если мне кто-то приятен, то у меня с этим человеком хорошие отношения не только вечером, а в течение всего дня».
Рон ответил: «Я тебя понимаю. Давай договоримся так: когда я на трассе, я – глава McLaren. Все остальное меня не интересует. Я должен излучать власть, должен относиться ко всему слегка прохладно». Я ему ответил, что не чувствую себя комфортно, когда не здороваюсь».
Рон Деннис и Норберт Хауг
Фото: LAT Images
Подиум: первое место — Оливье Панис, Ligier, второе место — Дэвид Култард, McLaren, третье место — Джонни Херберт, Sauber
Фото: Sutton Images
По словам Паниса, они все же договорились – Деннис продолжал оставаться невозмутимым, всем своим видом показывая, что он «мистер McLaren», но на приветствие Паниса он начал отвечать, еле заметно моргая.
«В Роне скрываются две личности, – добавил Оливье. – Но мне он нравился! В Формуле 1 я встречал по-настоящему хороших людей, и он точно один из них. Все-таки именно Деннис дал мне возможность показать себя в качестве тест-пилота McLaren».
Спокойно Панис смотрел и на другие характерные особенности Рона – например, на требование снимать обувь на борту его частного самолета. «Это его стиль. Детали для него всегда важны. Даже обувь. Это просто правило. Ну а мне какая разница – это же был его самолет».
До роли тест-пилота McLaren Панис провел шесть сезонов в Формуле 1. Самым известным эпизодом его карьеры была сенсационная победа на Гран При Монако 1996 года с командой Ligier. На сезон 1999 года он пытался договорится о контракте с Williams, но в итоге стал тест-пилотом McLaren. Но это не поставило крест на его карьере – после перерыва в один сезон француз вернулся в чемпионат в составе команды BAR, а затем перешел в Toyota. Свою последнюю гонку в Формуле 1 он провел в 2005 году.
Оливье Панис
Фото: Toyota Racing
Источник: