Старый «Нюрбургринг» расстался с Формулой 1 после трагической аварии Ники Лауды в гонке 1976 года. Очень большая протяженность «Северной петли» делала невозможной обеспечение требуемого уровня безопасности, потому немецкий Гран При переехал в Хоккенхайм.
Однако хозяева «Нюрбургринга» нашли выход – они разом отсекли всю лесную часть трассы, а отрезок вокруг комплекса боксов серьезно реконструировали, по сути построив новое гоночное кольцо протяженностью в пять километров со спусками, подъемами и интересным сочетанием поворотов.
Разумеется, это уже была совсем другая трасса, но само название «Нюрбургринг» сохраняло прежнюю притягательность, и уже осенью в 1984-го Ф1 вернулась в эти места, чтобы провести Гран При Европы. В рамках приготовлений к этому моменту решено было провести гонку звезд автоспорта на одинаковых седанах Mercedes 190E с 2,3-литровыми моторами. Она состоялась в мае.
Список участников был по-настоящему громким – на старт вышли не только сильнейшие гонщики той поры, включая Алена Проста, Кейо Росберга и Ники Лауду, но и многие знаменитости прошлых лет, в том числе Стирлинг Мосс, Джек Брэбэм, Джон Сертиз и Денни Хьюм.
Где-то в самом низу, уже после чемпионов и победителей Гран При, в этом списке значилась и фамилия новичка Ф1 Айртона Сенны. Молодой бразилец только в том сезоне пришел в чемпионат, и хотя все отмечали его талант, за рулем не самой быстрой машины Toleman Сенна успел в прошедших гонках добыть всего два шестых места, а один раз даже не смог пройти квалификацию.
Разумеется, в сражении со звездами по сценарию ему была уготована роль второго плана.
Читайте также:
- День рождения Сенны: все машины Айртона в Формуле 1
На самом деле, участие Сенны в той гонке во многом стало возможно из-за удачного стечения обстоятельств. Организаторы очень рассчитывали увидеть за рулем Эмерсона Фиттипальди, но тот в итоге отказался, так как предпочел готовиться к «Инди-500». Герд Кремер, который отвечал в Mercedes за маркетинг, был вынужден оперативно искать замену – и выбрал Сенну.
Возможно, свою роль тут сыграл тот факт, что годом ранее он имел возможность увидеть несколько гонок Айртона в британской Формуле 3 и познакомиться с пилотом.
Еще более любопытно, что в Mercedes даже не стали заказывать для Сенны отдельную машину, чтобы добраться от аэропорта до трассы – а просто попросили Алена Проста подбросить молодого коллегу. Благо, их рейсы прибывали с разницей в 15 минут. Француз согласился, даже не догадываясь, сколь серьезную роль в его собственной жизни сыграет человек, вместе с которым они провели тот путь.
На самом деле, для обоих это была первая возможность пообщаться друг с другом. «Он говорил мало, – вспоминал Прост их поездку. – Кажется, ему больше всего понравилось, как быстро я ехал по немецким автобанам. Это было здорово, и мы оставались рядом на протяжении следующих дней. Возможно, еще и потому, что больше Айртон там никого не знал».
Вышло так, что и на трассе Прост и Сенна тоже оказались рядом. Оба сразу же показали отличную скорость и заняли верхние строчки протокола сначала в тренировке, а затем и в квалификации, где Ален стал сильнейшим.
Однако в гонке пришел черед Айртона. Он сразу оторвался от всех остальных и выиграл с заметным преимуществом. По словам Проста, бразилец использовал хитрость, понимая, что это в первую очередь шоу, и его не станут наказывать.
«Он начал движение еще до взмаха стартового флага, – рассказал Ален. – В ту секунду я поймал себя на мысли: «О черт, за этим парнем нужен глаз да глаз»». В тот уик-энд Прост узнал другую сторону Сенны. И после старта смог еще лучше познакомиться с ней на разгоне в первому повороту.
Айртон не оставил сопернику места на трассе, что привело к столкновению француза с Элио де Анжелисом. Увы, о деталях тех событий мы можем судить только по воспоминаниям – гонка была записана на пленку, но вместо борьбы на первых метрах ее режиссер предпочел показывать выступление главы Рейнланд-Пфальца Бернхарда Фогеля перед многочисленными зрителями.
Читайте также:
- Вражда, которая осталась в прошлом. Воспоминания Проста о Сенне
Как бы то ни было, Сенна утвердился во главе пелотона и больше не отдал лидерства. Если кто-то не воспринимал происходящее всерьез – скажем, Джеймс Хант вообще провел большую часть времени не на трассе, а на окружавших ее газонах, – то Айртон был настроен предельно серьезно. И все, кто наблюдал за ним в тот майский день, смогли сделать два однозначных вывода: во-первых, о несомненном таланте молодого пилота, во-вторых, о его нежелании хоть кому-то и хоть что-то уступать в споре за победу.
Ники Лауда отстал по итогам 12 кругов на полторы секунды, ставший третьим Карлос Рейтеман – почти на четыре. Прост смог закончить гонку только 15-м.
Чемпион мира 1964 года Джон Сертиз, финишировавший на 11-м месте, вспоминал: «Я был очень впечатлен тем, что увидел, и сразу написал короткое письмо. Оно гласило: «Если вы хотите привести свою команду в порядок, то должны взять Айртона Сенну». Я тотчас отправил его в Маранелло лично Энцо Феррари».
Британца впечатлил и еще один момент. «Признаюсь честно, мы все собрались там, чтобы выпить пивка в хорошей компании, – говорил он. – Это была приятная история, благодаря Mercedes мы провели отличный уик-энд в Германии и получили хорошие подарки. Никто особенно не напрягался по поводу результата. Кроме Сенны».
Надо сказать, что штутгартский автоконцерн извлек из этой затеи немалую выгоду. Его модель 190E получила рекламу, о которой конкуренты могли только мечтать. Да, пусть победа досталась не кому-то из грандов, а юниору, недавно перешедшему из Ф3, но спектакль все равно удался.
Ну а сам Айртон в тот день подтвердил, что готов не только сражаться с сильнейшими, но и опережать их. В чем смог уже в самое ближайшее время убедить всех и на трассах Формулы 1.
Полную (не считая, разумеется, старта) запись майской гонки 1984 года на «Нюрбургринге» можно увидеть здесь.
Источник: