С одной стороны, Монако – одна из худших гонок года: здесь дорого, тесно, ходить приходится много, везде заборы и ограждения… Но если для тебя главное результат – то все ровно наоборот! Потому что Монако – это бесконечное количество новых ракусров, точек для сьемки и вообще креатива и творчества. А самое главное – ни на какой другой гонке ты не можешь подобраться так близко к трассе и едущим по ней машинам. Так что, для меня Гран При Монако – пожалуй, самый эмоциональный этап.
Уже в среду на самой первой пресс-конференции приходится работать в тесноте – и это намек на то, что в оставшиеся дни будет тесно везде и всегда. В медиа-центре (в Монако приезжает больше всего журналистов), на узких сервисных дорожках, на парковке – да и на дороге тоже. Вернемся, к примеру, на пресс-конференцию: если ты пришел на нее поздно, то не пробираешься внутрь с тысячами извинений, а тупо ждешь в дверях – пока кто-нибудь из зала не выйдет, тебе там места не найдется.
Фото: Евгений Сафронов
Впрочем, я лично прессуху могу и пропустить – а вот провести разведку на трассе надо обязательно. Дело в том, что каждый год на трассе ставят все больше ограждений, сеток и прочих мешающих нормально снимать конструкций. Я очень завидую более опытным фотографам: даже каких-то десять лет назад открытых участков было намного больше, и картинка была намного чище. Поэтому всегда есть риск, что понравившиеся тебе в прошлом году точки и ракурсы «испортились».
Но обязательно будут и приятные моменты. Во-первых, по пути нередко встречаешь гонщиков, для которых прогулка по трассе – тоже обязательная часть уик-энда. Кстати, болельщикам зачастую проще всего подловить пилотов именно во время таких прогулок: ведь в среду на некоторые участки улиц можно попасть без каких-либо пропусков и спецразрешений.
Рельеф компенсируется вежливостью
Во-вторых, из-за своей географии (трасса не просто в городе, а в городе, расположенном на склоне) Монако обеспечивает невероятное разнообразие ракурсов. Каждый год получается увидеть что-то новое или по-новому, придумать что-то свежее – сделать так, чтобы не штамповать год за годом одни и те же снимки, которые будут отличаться только набором рекламных наклеек на машинах. Теоретически это можно списать на мою молодость и неопытность – но тогда, по моим прикидкам, я еще лет двадцать будут неопытным и, что особенно приятно, молодым.
Фото: Евгений Сафронов
В итоге в Монако ты не просто много, а очень ходишь. Часто это напрягает – потому что тебе надо обходить какие-то дома и кварталы, тратить время, по большому счету, впустую. Но не менее часто ты сам накручиваешь сотни «лишних» шагов, чтобы забраться повыше или попасть на незнакомую улицу – и искать, искать, искать новые ракурсы.
К примеру, можно забраться на склон, который начинается в районе поворота Раскасс. Оттуда открывается отличный вид на гавань, и просматривается большая часть трассы. Но, во-первых, подниматься на такую высоту с тяжеленным 400-миллиметровым объективом – та еще физкультура. Во-вторых, в последний раз мне приспичило пойти туда во время квалификации, а в субботу там огромное количество народу – и поднявшись туда, понимаешь, что даже встать во втором или третьем ряду будет большой удачей.
Но, к счастью, люди в Монако всегда оказываются приветливыми и открытыми. Увидев жилет, который выдают фотографам организаторы Ф1 и огромный объектив, они не вредничают (мол, иди в свои закрытые зоны) – а наоборот, пропускают поближе. Правда, за это надо расплачиваться хотя бы общением – и ты должен в перерывах между съемкой поболтать с народом. Или наоборот, снимать в перерывах между разговорами.
Фото: Евгений Сафронов
Когда спускаешься вниз и пытаешься успеть к окончанию квалификации (кто знает, не полезет ли Льюис в этот раз на забор), выясняется, что в Монако корректны не только зрители, но и полицейские с охранниками. Они за много лет уже привыкли к вечно торопящимся фотографам – и когда надо лишний раз пройти за ограждение или открыть какую-нибудь калитку, не возникает споров, какие часто случаются на других гонках: мол, все запрещено, звоните президенту.
Нестандартная планировка
Еще Монако – чуть ли не единственное место, где паддок находится на приличном расстоянии от боксов и пит-лейна. С одной стороны, это добавляет километража твоим перемещениям, а с другой – значит, у пилотов и боссов команд есть некий фиксированный маршрут, где ты можешь устроить фотозасаду. Даже если кто-то не любит фотографов – он, как ни крути, обязательно тебя пройдет. Если это, конечно, не пилоты Mercedes: они везде ездят на мотоциклах, даже если это вдвое дольше, чем пройтись пешком. Просто так, что ли, Льюису и Валттери достаются крутые байки?
Отдельная история в Монако – это стартовая решетка. Если вам казалось, что на пресс-конференции было тесновато, это было только начало. В какой-то момент (обычно перед исполнением гимна) на гриде все встает в одну большую пробку, и попасть из одной точки решетки в другую стоит больших трудов. Как пилоты успевают дойти до своих болидов, для меня – загадка. Увидеть это я не успеваю, ибо в этот момент бегу на специальную трибуну для фотографов в первом повороте. Считается, что в Монако надо выбирать что-то одно: либо ты работаешь на решетке, либо идешь на трибуну в Сен-Девоте. Но лично мне каждый раз везет: у меня получается и на гриде побывать, и первый поворот снять с подходящей точки.
Фото: Евгений Сафронов
Впрочем, трибуна для фотографов – это, само собой, исключение. В Монако гораздо больше точек, где поместиться может только один человек – или два, если они оба подожмутся и договорятся не двигаться. Из-за этого в Монако ты больше, чем где-либо, общаешься с другими фотографами. К примеру, если точка уже занята кем-то другим – можно спросить его, как долго он собирается здесь снимать. Можно сделать лицо грустной собаки и попросить пустить тебя «на минуточку». А можно понять, что это не самый гениальный ракурс, и просто пойти дальше.
К примеру, на выходе из туннеля можно снимать через узенькое окно для пожарных. Сами пожарные, видимо, смирились с огромной популярностью этой точки – и без особых уговоров уступают нам место. В то время как в Баку к таким окошкам даже подходить страшновато – не говоря уже о спорах с пожарными. Кстати, в Монако у пожарных очень запоминающиеся каски с зеркальными забралами – мы частенько лупим кадры через отражение в них. А я решил сделать автопортрет. Получилась, правда, камера вместо головы – но ведь именно так меня частенько и видят окружающие.
Фото: Евгений Сафронов
Как и на остальных трассах, в Монако ездят специальные шатлы для фотографов – и особенно забавно, когда они собирают народ после очередного заезда. Мест в салоне на всех, конечно, не хватает – и опытные фотографы сразу бегут к багажнику. Если бы создатели микроавтобусов Renault знали, сколько в этот багажник может набиться народу! Багажник, конечно же, никогда не закрывается – а если ты залезал последним, во время поездки открывается отличный вид назад на трассу… и особенно крут этот вид, конечно, в тоннеле.
Уникальная гонка
В целом же, когда снимаешь в Монако, то испытываешь что-то среднее между восхищением и опаской. С одной стороны, скорости тут не так велики. А с другой – все же помнят недавнюю аварию Софии Флерш в Макао. И мысль о том, как непредсказуемы бывают городские гонки и сколь сильна кинетическая энергия болидов, то и дело приходит на ум. Тем более, стоит кому-то из пилотов сойти с накатанной траектории – тебя буквально обстреливает мелкими (и не очень) фрагментами резины. Если при этом ты не лысый, потом эти кусочки полвечера вытряхаешь из волос
Фотографы на трассе
Фото: Евгений Сафронов
Даже если приезжаешь в Монако третий или пятый раз – все равно удивляешься тому, насколько близко можно подойти к трассе. Где еще колесо болида Ф1, мчащегося на скорости больше 100 км/ч, проезжает в 10 сантиметрах от твоего объектива? Ты буквально телом чувствуешь, насколько мощны эти машины – и одновременно начинаешь понимать, каким мастерством надо обладать, чтобы раз за разом проезжать в сантиметрах, а то и миллиметрах от ограждений. Это впечатляет и немного пугает. Но мысль вычеркнуть Монако из списка поездок на следующий сезон не приходит никогда!
Источник: