Удельный расход топлива — что это и чем полезно автовладельцу?

Стоимость топлива составляет около 30% всех расходов на эксплуатацию авто. Перерасход горючего, поиск способов его избежать или уменьшить — важный вопрос как для производителей, так и для владельцев автомобилей. Поэтому на первый план выходит такой показатель, как топливная экономичность. Она определяется путевым и удельным расходом топлива. О последнем известно гораздо меньше, поэтому с ним стоит познакомиться ближе.

Чем ниже удельный расход топлива, тем выше эффективность двигателя. Этот параметр представляет собой количество расходуемого горючего к одному из параметров: мощности, тяге, единице времени или расстояния, а в грузоперевозках — на одного человека или массу груза. От выбранного параметра зависит единица измерения удельного расхода. К примеру, для авиатоплива используется грамм/пассажир·км (грамм на пассажиро-километр). При выборе мощности это будут г/л.с.·ч.

По какой формуле рассчитывается

Формула для вычисления удельного расхода топлива следующая:

ge = Gt/N,

где ge — удельный расход, Gt — расход топлива за 1 час, N — одна указанных выше величин. К примеру, при расчете используется значение мощности. Она зависит от типа автомобиля. Если мощность будет 100 л. с., а расход за 1 час — 9 л, тогда удельный расход составит:

ge = 9/100 = 0,09 л/л.с.·ч.

Литры можно перевести в граммы. Для этого необходимо знать плотность топлива. Если это бензин, она может составлять от 725 до 780 кг/м3. Для примера возьмем 760 кг/м3. Учитывая это, 0,9 л/л.с.·ч составляют (0,9 л = 0,00009 м3):

0,00009 · 760 = 0,0684 кг/л.с.·ч. или 68,4 г/л.с.·ч.

Зачем знать удельный расход

Данная характеристика выступает важной величиной, учитываемой как при сравнении, так и при выборе не только двигателя, но и автомобиля в целом. Идеальным считают мотор, который потребляет как можно меньше топлива и имеет высокую мощность.

Рассматривая характеристику, важно понимать, что показатель не имеет единого значения для всего рабочего диапазона силового агрегата. Величина удельного расхода будет единой только для того или иного количества оборотов в минуту. Кроме того, она зависит от обычного расхода за 1 час, который определяется характером езды автомобиля в конкретных условиях (городские улицы, загородная местность, трасса).

Также стоит учитывать, что удельный расход не связан напрямую с параметрами мотора: объемом, числом цилиндров, типом выпуска и пр. В то же время на показатель влияют:

  • частота вращения турбины;
  • сорт топлива;
  • атмосферные условия;
  • тепловое состояние двигателя;
  • совершенство конструкции силового агрегата и обслуживающих систем;
  • скорость и высота полета (в авиации).

Самый низкий удельный расход свойственен грузовикам средней и большой грузоподъемности. Легковые автомобили при значительно меньшем весе часто потребляют горючее немногим меньше. В любом случае чем ниже будет показатель удельного расхода, тем рациональнее будет использоваться топливо и тем большей будет экономия затрат на покупку горючего.

Делиться с друзьями:
МОТОРХОД
Добавить комментарий