Главной характеристикой бензина является октановое число, которое отражено в маркировке – АИ-92, АИ-95, АИ-98, АИ-100. От него зависит стойкость к детонации — самовозгоранию, а также характер работы двигателя: чем выше ОЧ, тем она равномернее и плавнее.
В документах на машину часто можно встретить указания вроде «рекомендованный бензин — АИ-95, допустимый — АИ-92». Нередко рекомендуется только один вид — АИ-95.
В обоих случаях возникает вопрос, можно ли заливать 92-й бензин вместо 95-го. Если повышение ОЧ не несет вреда, то понижение может вызвать проблемы. Кроме того, даже при условии, что производитель допускает использование 92-го бензина вместо рекомендованного 95-го, применение топлива с «низким октаном» не всегда оказывается выгодным.
Замена 95-го бензина на 92-й: рассмотрим теорию
Детонация — это самовоспламенение топлива. Оно происходит, если детонационная стойкость горючего недостаточна, т. е. у него не то октановое число. Получается, что происходит еще один взрыв. Причем пламя начинает распространяться в сотни раз быстрее — до 1500 м/с. Для сравнения — при нормальном горении составляет 20-40 м/с.
Детонация имеет исключительно негативное влияние. Что будет, если вместо 95-го заливать 92-й бензин:
- будет происходить перегрев;
- ускорится износ;
- увеличится дымность выхлопов;
- снизится мощность мотора;
- повысится расход;
- начнется разрушение деталей.
Почему производитель указывает рекомендованный и допустимый бензин
Так можно ли ездить на 92-м бензине вместо 95-го? Точно да, если производитель приводит рекомендуемый и допустимый вид топлива. Но здесь есть нюансы.
Автомобиль может ездить на допустимом бензине, но то, как долго, напрямую зависит от конструкции двигателя. Если он инжекторный — угол опережения зажигания имеет определенный диапазон, выставляемый автоматически. За счет этого мотор может адаптироваться и к 95-му, и к 92-му.
Двигатель с большим объемом и невысокой степенью сжатия (до 10) проще относится к замене на низкооктановый бензин, поэтому риск самовоспламенения здесь минимальный. Производитель просто указывает, на каком топливе автомобиль будет более резвым. Отсюда вывод — низкооктановое топливо не приведет ни к чему плохому. Только к снижению мощности, которая по-разному будет ощущаться в зависимости от модели авто.
Всегда ли есть допустимый бензин
С современными двигателями все обстоит иначе. Для них характерна высокая степень сжатия (ориентировочно более 10), которая позволяет при экологичности и экономичности абсолютно не терять мощности. Но чем выше сила сжатия, тем более строгими становятся требования к стойкости к детонации, особенно при малом объеме мотора. Если залить 92-й бензин вместо 95-го — в такой ситуации это однозначно приведет к детонации.
Решением становится специальный датчик детонации, позволяющий своевременно уменьшать угол опережения зажигания. Самовоспламенение не происходит, но проблема в том, что двигатель начинает работать в режиме повышенных нагрузок, что ведет к повышению расхода и снижению мощности. Тогда даже недолгая поездка может сказаться на двигателе очень плохо.
Вопрос с экономией
Выбор в пользу низкооктанового топлива обычно связан с желанием сэкономить. Но здесь необходимо учитывать, что это приводит к снижению мощности двигателя и повышению расхода горючего.
Проблема в том, что нельзя точно определить, компенсирует ли более низкая стоимость и будет ли выигрыш по затратам. Кроме того, нужно учитывать условия езды. На трассе, где можно удерживать примерно одну скорость, экономия действительно будет, а там, где приходится часто тормозить и ускоряться — АИ-92 и АИ-95 будут абсолютно равны, поскольку при подобной езде расходуется больше горючего.
Что в итоге
Использовать 92-й бензин вместо 95-го можно, но лучше этого не делать. Оптимальный вариант — заправлять автомобиль тем топливом, которое рекомендует производитель. Особенно если это современные двигатели, для которых предпочтительнее высокооктановое горючее. Следование рекомендациям помогает обеспечить более стабильную работу двигателя, снизить риск перегрузок и следующих за ними поломок.